Строительная спецтехника: самосвал

Первые прототипы самосвала появились задолго до двигателя внутреннего сгорания. Этот вид строительных машин совершенствовался и усложнялся постепенно, пройдя долгую эволюцию от гужевого транспорта до той мощной спецтехники, которая работает на современных стройплощадках.

История развития строительных машин

Первым самосвалом можно считать запряженную лошадьми телегу, корыто которой опрокидывалось. Конструкция телеги была одновременно простой и остроумной: на каркасе крепилась грузовая емкость, которая пристегивалась спереди замком. Центр тяжести корыта был смещен назад, поэтому стоило замку открыться, как емкость опрокидывалась. Загружать такой прототип самосвала приходилось вручную, зато разгружалась телега моментально.

С развитием технологий и появлением крупных фабрик приходилось перевозить все большие объемы грузов, и тогда во второй половине 19 века братья Миллер изобрели винтовой домкрат. Он позволил поднимать тяжелые грузы, которые раньше считались неподъемными и поэтому не подходящими для перевозки. Вскоре после изобретения двигателя внутреннего сгорания появился и первый грузовой автомобиль.

В начале 20 века грузовики загружались и разгружались вручную, это требовало времени. Братья Миллеры, наблюдая за работой грузчиков, решили создать кузов, который можно было бы разгружать автоматически, как старинную телегу с опрокидывающимся корытом. Изобретатели применили для кузова домкрат – он переворачивал грузовой отсек. Вначале домкратом управляли вручную, но позже эту функцию автоматизировали.

Появление компьютеров отразилось и на спецтехнике: компьютеры позволили автоматизировать большое количество функций, они сделали самосвалы более дорогими при покупке, но более дешевыми в эксплуатации. Ведь компьютерные технологии повлияли и на расход топлива – у строительной техники он традиционно большой, однако электронные системы сокращают потребление горючего.

Но сколько бы изменений не претерпел самосвал, его задачи остались прежними: быстрая погрузка и разгрузка. Производители спецтехники выпускают машины разного тоннажа и характеристик шасси, чтобы строители могли подобрать модели, соответствующие условиям работы. Так, для бездорожья нужен проходимый самосвал-вездеход, а на маленькой строительной площадке – сравнительно небольшая по тоннажу, но маневренная модель.

Карьерные самосвалы

В сфере добычи песка и грунта используют карьерные самосвалы: дорожные, сочлененные, подземные. Самый распространенный вид – дорожная техника, поскольку у нее нет ограничений на проезд по дорогам общего пользования. В России производством таких машин занимается компания «ТОНАР».

Сочлененные самосвалы рассчитаны на работу в стесненных, ограниченных условиях. Они маневренные, поэтому сочлененные машины можно использовать на крутых склонах. Такое название этот вид техники получил не случайно: его рама способна на поворотах преломляться посередине за счет шарнирного соединения.

Подземные самосвалы доставляют полезные ископаемые из строительных тоннелей и шахт. Это маневренные машины со специальной системой, нейтрализующей выхлопные газы, иначе они будут накапливаться в шахтах и тоннелях. Поскольку подземные самосвалы работают не под открытым небом, их делают низкими. Для добычи полезных ископаемых используют самосвалы грузоподъемностью до 450 тонн. Признанный лидер производства такой спецтехники – БелАЗ (Белорусский Автомобильный Завод), создавший самый большой самосвал в мире.