Строительные краны

Строительный кран поднимает и перемещает грузы. Этот механизм на основе шкивов и кабелей незаменим на строительной площадке или на машиностроительном производстве: краны перемещают целые блоки и временные строения. Высота башенного крана измеряется сотнями метров: для строительства многоэтажных домов используют технику высотой до 800 м.

Первый строительный кран придумали в Древней Греции. Конечно, это не был полноценный кран в современном понимании с кабиной оператора, электроникой и автоматизированными системами. Но принцип работы античного сооружения был схожим: кабельная система создавала механическое преимущество, перераспределяя нагрузку по всей системе шкивов и рычагов. Поэтому, чтобы поднять груз, требовалось приложить намного меньше усилий, чем действуя вручную, без помощи дополнительных механизмов.

Прототипы современных конструкций появились в 11 веке, когда в Европе стало стремительно развиваться мореходство и морская торговля, а в начале 19 века появились краны с механическим приводом. Современный высокотехнологичный кран – это простые системы и компоненты: канаты, шкивы, тросы, рычаги, соединенные вместе и управляющиеся компьютером.

Типы кранов

  • Башенный кран – один из самых распространенных видов, который используется в городе. Такие краны задействуют для строительства высотных зданий: их монтируют на стройплощадке, закрепляя на опорной плите.
  • Автокран. Башенный кран – временное сооружение, владельцы вынуждены тратить время и деньги на его монтаж и демонтаж. Поэтому популярность приобрели более дешевые в эксплуатации краны, объединенные с транспортом: для их доставки на стройплощадку не нужно арендовать транспорт. Но в таком случае перед возведением крана машина стабилизируется: по бокам устанавливают выносные опоры. Средняя высота таких кранов – 80 м, а грузоподъемность – 20 т.
  • Автокраны-вездеходы. Эта разновидность спецтехники предназначена для работы на пересеченной и труднопроходимой местности. Подъемный кран объединен в одну конструкцию с грузовой внедорожной техникой, поэтому, чтобы его установить, как и в случае с дорожными автокранами, используют выносные опоры.
  • Гусеничный кран. Этот тип спецтехники не предназначен для использования в городских условиях: гусеничный транспорт не может передвигаться по дорогам общего пользования, гусеницы будут разрушать покрытие. Поэтому такие машины собирают за пределами городов и перевозят с объекта на объект на трале. Но объединенный с гусеничным тягачом подъемный гран незаменим на зыбких, неустойчивых почвах и в труднопроходимой местности. Грузоподъемность моделей может достигать 3500 т.
  • Летающие краны – «небесные журавли». Это грузовые вертолеты, которые привлекают в случаях, когда другая техника не может справиться с поставленными задачами. Также вертолеты используют на стройплощадках для подстраховки и перемещения сложных грузов.
  • Плавающие краны. Это подъемные краны, установленные на барже или понтоне. Чаще всего их применяют для строительства мостов, плотин или портов.
  • Мостовые краны. Разновидность спецтехники, востребованная на заводах: это подвижные краны, которые перемещаются по балкам. Их применяют при разгрузке железнодорожного транспорта и контейнеров грузовых авто.

Устройство крана

Ключевые характеристики подъемного крана – устойчивость и грузоподъемность. Шкив распределяет вес так, чтобы объект можно было поднять, а рычаги регулируют крутящий момент. Основа крана – прочная металлическая конструкция: опора и стрела. Длина стрелы определяет расстояние, на которое кран может переместить груз, оставаясь неподвижным. Захват груза может происходить при помощи крюка, петли, магнита или присоса.